Вскоре стало функционировать Гребневское шоссе, которое соединило Новохомутовский тракт со Щелковом: Фряново — Назимиха — Ново — Чижово — Щелково. Так было создано Фряновское шоссе. Старая дорога, существовавшая со времени основания Московского княжества (Москва — Абрамцево—Хомутово — Петровское и далее на Юрьев-Польский), известная под названием Хомутовской, была переведена во второй разряд и постепенно замерла.
В результате транспортная система окончательно закрепила за Щелковом роль и значение главного экономического центра края. Роль эта все более росла. За девять лет, с 1900 по 1908 г., по железной дороге было привезено в Щелково 41,9 млн. пудов грузов. Отправлено из Щелкова за те же годы 8,5 млн. пудов.
Эпоха империализма принесла рабочим Щелкова дальнейшее ухудшение условий труда и быта. Врач Скибневский, описовавший суконную фабрику Синицына в Щелкове, писал. жилые помещения рабочих переполнены; так, например, в окской артельной спальне помещается 18 человек вместо 10 большинство кроватей расставлено без надлежащего прогала, и «сенекой артельной спальне вместе с женщинами расположены мужчины и одна семья, в столовой поставлены для ночлега кроватей, а в кухне ».
Но уже зрело сознание необходимости организованной борьбы. В первом номере ленинской «Искры» рассказывалось и выступлении в августе 1900 г. рабочих на фабрике Рабенека против хозяйских безобразий». Человек 100 «потребовали хозяина на фабрику и заявили ему о том, что их обмеривают, когда они подают работу, обсчитывают приказчики в лавке, и потребовали, наряду с расследованием этого обкрадывания, прибавки заработной платы…