Сергиев Посад
СЕРГИЕВ ПОСАД (в 1925-30 Сергиев, в 1930-92 Загорск), город в Московской области. железно-дорожная станция в 70 км к С.-В. от Москвы.
Город назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь.
Возник около Троице-Сергиевого монастыря (известен с 1340) как слобода, с 1782 — посад.
Монастырь Троице-Сергиева Лавра основан Сергием Радонежским в сер. 14 в. (с 1744 лавра), в 71 км к северу от Москвы (современный г. Сергиев Посад).
Сюда в 1380 г. по призыву Дмитрия Донского со всей Руси стекались силы для решительного сражения на Куликовом поле.
Монахи Пересвет и Ослябя прославили монастырь в той битве. В 1608 г. в ходе польско-литовской интервенции войска польского пана Яна Сапеги осаждают монастырь.
В течение 16 месяцев защитники монастыря противостояли интервентам, неся большие потери, но не сдались.
Здесь жили и работали Епифаний Премудрый, Максим Грек, Авраамий Палицын и др.
С 14 в. вокруг неё возникли сёла и слободы, в которых благодаря наплыву богомольцев получили развитие торговля и кустарные народные промыслы, главным образом художественная резьба по дереву (Богородская резьба) и изготовление деревянных игрушек.
Недаром Сергиев Посад называли «столицей потешного царства». Купить игрушку у стен Лавры — значит совершить богоугодное дело.
Ведь сам Преподобный Сергий резал игрушки на потеху ребятишкам. Именно здесь родилась известная во всем мире русская матрешка.
Троицкий монастырь всегда был крупным землевладельцем. Принадлежавшие монастырю земли имели большие государственные льготы, что способствовало развитию торговли и ремесел.
На территории вокруг монастыря постепенно создавались слободы мастеровых людей. Так появились Иконная и Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы.
В 1782 из трёх ближних слобод под общим названием Кукуевских сложился Сергиевский посад, который с 1792 начал застраиваться по регулярному плану зданиями в стиле классицизма.
Поблизости от монастыря были построены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и т. д.
Такому строительству способствовал приток богомольцев, возросший в связи с постройкой благоустроенного шоссе (1845) и открытием железной дороги (1865) между Москвой и Сергиевым Посадом.
В 1919 Сергиевский посад был преобразован в город Сергиев (утвержден городом в 1925); в 1930 переименован в память революционера В. М. Загорского.
В 1991 г. городу было возвращено историческое название.
Введенская и Пятницкая посадские церкви (16 в.), Пятницкий колодец (17-18 вв.).
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включает: крепостные стены и башни 16-17 вв., построенные по приказу Ивана Грозного, Троицкий собор (1422-23), Духовскую церковь-звонницу (1476), Успенский собор (1559-85), больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-38), трапезную (1686-92), царские чертоги (кон. 17 в.) и др.
На территории Троице-Сергиевой лавры находятся Московская духовная академия и духовная семинария. С 1920 имеется историко-художественный музей (с 1940 музей-заповедник). Монастырь был закрыт в 1918; вновь открыт после 1944.
Троице-Сергиева лавра — знаменитая русская обитель, Московская губ., Дмитровского у., в 68 вер. от Москвы. Основана св. преп. Сергием (см.) около 1335 г.
Кругом в то время были глухие леса; не было проезжей дороги, и только узкая тропинка вела в обитель.
Уже при Сергии стали селиться вокруг монастыря земледельцы; тогда же была проложена и большая дорога от Москвы в северные города мимо самого монастыря.
Обитель принадлежала Серпуховскому князю Андрею Ивановичу, затем сыну его Владимиру, и при внуке Василии Ярославиче Боровском перешла к Василию Васильевичу Темному, великому князю московскому, потому что князь Василий Ярославович, по словам волоколамского игумена Иосифа, не следовал примеру предыдущих князей и обирал монастырь.
Еще при жизни Сергия Радонежского внешний вид обители сильно изменился благодаря поступлению в монастырь смоленского архимандрита Симона «со многим имением».
Была воздвигнута просторная церковь; по ее сторонам правильными линиями вытянулись кельи, трапеза и другие здания, необходимые для общежития.
По совету константинопольского патриарха Филофея и с благословения митрополита Алексея, св. Сергий первый ввел на севере России общинножительный устав.
Оградой обители служил деревянный тын. В 1408 г. Т.-С. лавра была сожжена Эдигеем, но вскоре вновь обстроилась. В 1422 г. воздвигнут второй храм, каменный, над могилой Сергия Радонежского.
В 1476 г. построена лучшими мастерами из Пскова новая каменная церковь во имя Св. Троицы.
Во время малолетства великого князя Ивана Васильевича Грозного монастырь опоясался каменной стеной, для чего в 1540 г. разрешено было рыть камень и известь даром везде, где они найдутся.
Для ускорения постройки великий князь освободил троицких крестьян на три года от сбора пошлин, а в 1545 г. — от вспомоществования на казанский поход.
В 1552 г. построены больница и келарские каменные палаты. С каждым новым царствованием обитель украшалась новым храмом.
В последние годы царствования Михаила Феодоровича была составлена опись монастырская. Из нее мы узнаем, что стена, опоясывавшая монастырь, имела в длину 551 1/2 саж., в толщину от 1 1/2 саж. до 2, в вышину от 2 до 2 1/2 саж. 12 башен служили кроме военных целей и хозяйственным; были, напр., погребная, кузнечная, плотничья башни.
На башнях находилось 90 огнестрельных орудий различных наименований; кроме того 20 орудий стояло над навесами. Внутри водяной башни помещался котел в 100 ведер, в котором во время осады лавры Сапегой и Лисовским варили смолу и обливали ею врагов.
Внутри ограды стояли хоромы для царя. Первым игуменом Т.-С. монастыря был Митрофан, так как препод.
Сергий сначала не пожелал взять на себя эту обязанность; но с 1354 или 1356 г. Сергий стал игуменом и много потрудился для благолепия обители.
Благодаря личности основателя, монастырь скоро приобрел большую славу и стал играть роль в княжеских отношениях. Сергий Радонежский «тихими и кроткими словами» много способствовал возвышению Москвы.
В 1356 г. он убедил ростовского князя подчиниться великому князю московскому, в 1365 г. уговорил нижегородского князя Бориса Константиновича возвратить Городец, согласно желанию Димитрия Донского, князю Дмитрию Константиновичу.
Всем известна роль Т.-С. монастыря во время Куликовской битвы, где пали два инока этого монастыря, Пересвет и Ослябя. В 1385 г. св. Сергий помирил рязанского князя Олега с Димитрием Донским.
В 1392 г. Сергий Радонежский скончался. В 1446 г. князь Можайский, действовавший заодно с Шемякою и князем Тверским, схватил в Т.-С. монастыре Василия Васильевича и увез его в Москву, где его ослепили. Т.-С монастырь, как и его основатель, всегда был на стороне Москвы и ревностно защищал интересы московских великих князей.
В Смутное время он явился оплотом русской национальности. Он выдержал знаменитую осаду Сапеги и Лисовского и тем задержал успехи поляков на севере; затем, благодаря своему игумену Дионисию и келарю Авраамию Палицыну он вновь влил веру и мужество в сердца русского народа и много способствовал освобождению России от иноземцев.
Это было самой крупной заслугой монастыря перед русским государством. Т.-С. монастырь и впоследствии являлся не только местом богомолья для массы русского народа и русских царей, но служил для последних охраной в тяжелые времена: сюда бежал Петр, спасаясь от руки убийц, здесь он черпал средства для своих военных предприятий.
Многие государи делали у монастыря безвозвратные займы. Т.-С. монастырь превосходил все другие обители своими богатствами. При Сергии Радонежском монастырь имел небольшие вотчины; при преемниках его число вотчин, подаренных монастырю и купленных им, сильно возрастает.
К 1764 г. число крепо-стных крестьян, принадлежавших монастырю, возросло до колоссальной цифры 104939 душ (по другому счету — более 106 тыс. душ).
Кроме того Т.-С. монастырю во многих городах принадлежали дворы и дворовые места, а также соляные варницы и рыбные ловли; в его ведении состояли 33 других монастыря.
Экономическому процветанию монастыря много способствовали и льготы от податей и повинностей, льготы в суде и т. д., которые жаловались ему государями.
До 1625 г. Т.-С. м-рь имел след. льготы:
1) все крестьяне в вотчинах Т.-С. м-ря освобождались от всяких податных сборов и земских повинностей, но с 1551 г. они платили ямские деньги и несли некот. другие обязанности;
2) при продажах, купле для монастыря пошлин не платили;
3) суд над крестьянами Т.-Сергиева монастыря, даже уголовный, принадлежал игумену;
4) при смесном суде участвовали наместник или лицо, им указанное, вместе с игуменом;
5) суд над игуменом по светским делам принадлежал царю или указанному им боярину;
6) священники и церковные служители освобождались от всяких даней митрополиту.
В 1625 г. данной царем Михаилом Феодоровичем грамотой были произведены следующие перемены:
1) крестьяне платят ямские деньги и стрелецкий хлеб, несут повинность городового острожного дела по писцовым и дозорным книгам;
2) суд над архимандритом-игуменом принадлежит патриарху;
3) вызывать монастырских крестьян можно не иначе, как через пристава;
4) с монастырских исков не брать пошлин;
5) монастырских стряпчих освободить от пошлин.
Благодаря этим льготам, монастырское хозяйство процветало даже в то время, когда поместное сильно пало; крестьяне служилых людей перебегали к монастырю и тем возбуждали ненависть служилых людей к богатой обители…
Целый ряд зданий занят Духовной академией, которая переведена сюда в 1814 г.; за оградой построены гостиницы для богомольцев.
Главные достопримечательности: ризница, где хранится множество редкой утвари, древних дорогих облачений и т. д.; библиотека, где в 1642 г. было 623 т. т., большею частью все рукописи; вотчинный архив, откуда можно почерпнуть важные исторические сведения об экономическом положении многих местностей России, так как вотчины монастырские были разбросаны по разным нынешним губерниям…
Троице-Сергиев монастырь стоит на невысоком холме Маковце, при слиянии речек Кончуры и Вондюги. Монастырь был основан в 30-х-40-х годах XIV века братьями Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший монашеский сан с именем Сергий, вошел в историю не только как основатель монастыря, но и как активный сторонник московских князей, выступавший за объединение русских земель вокруг Москвы. Именно он благословил князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.
В 1355 г. в Троицком монастыре впервые в северо-восточной Руси был введен общежитийный устав, что вызвало перестройку всей обители.
Преподобный Сергий скончался в 1392 г. В 1422 г. состоялась канонизация Преподобного Сергия и закладка белокаменного Троицкого собора над его могилой.
В монастыре получил крещение Иван Грозный, в годы правления которого придавалось большое значение превращению монастыря в мощную крепость, имевшую важное значение на подступах к Москве. Вместо деревянной ограды в 1540-1550 гг. была выстроена мощная стена с башнями из кирпича и камня.
В 1608-1610 гг. монастырь шестнадцать месяцев находился в осаде польско-литовских интервентов. Подвиг защитников обители приобрел широкую известность и способствовал росту авторитета монастыря.
При Петре I монастырь по-прежнему сохранял значение царской крепости. В 1689 г. во время стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрылся за стенами монастыря.
В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны монастырь был удостоен почетного звания Лавры, что подчеркивало главенствующую роль монастыря среди других церковных учреждений. С 1919 по 1946 гг. монастырь был закрыт. Храмы были изъяты из ведения монастыря, монахи разогнаны или репрессированы.
Сегодня Лавра — действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. На территории монастыря находятся Московские Духовные академия и семинария, а также музей-заповедник. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 11 км. от Сергиева Посада на реке Паже расположен городок Хотьково. Основная летопись города началась с появления здесь в 1308 году древнейшего в Подмосковье Покровского Хотькова монастыря.
Согласно Житию Преподобного Сергия Радонежского здесь принял монашеское пострижение брат Преподобного Стефан, здесь же были погребены их родители — ростовские бояре Кирилл и Мария.
Поначалу существовавший как обитель смешанного типа для проживания здесь и мужчин, и женщин, в 1544 г. Покровский монастырь царской грамотой был передан под управление Троице-Сергиева монастыря и превращен в девичий.
Одним из указов Петра I в обитель были приглашены мастерицы кружевного и золотошвейного дела из Голландии, которые обучали монахинь этим искусствам. Поэтому все богомольцы, шедшие в Троицу, старались приобрести кружево или искусно вышитый платок.
Сейчас монастырь представляют постройки XVIII-XIX веков. Главные из них — Покровский собор (1811-1816) и Никольский храм (1899-1904 ).
Поселение Радонеж возникло на реке Паже примерно в XI веке. С Радонежем связано имя Преподобного Сергия Радонежского, который будучи отроком, жил в Радонеже вместе с родителями.
Первым Радонежским князем был Андрей Владимирович, сын знаменитого сподвижника Дмитрия Донского в Куликовской битве Владимира Храброго.
При Андрее Владимировиче Радонеж стал столицей небольшого удельного княжества, защищавшего Москву с севера. К этому времени Радонеж из села превращается в город. В ходе событий «смутного времени» Радонеж запустел.
Царским указом он был пожалован в 1616 г. Троицкому монастырю, который переселил на территорию Радонежа крестьян из других своих вотчин.
Возродилось поселение с названием Городок. Рядом с Преображенским храмом (1836-1842 гг.), построенном на средства прихожан, в 1988 г. установлен памятник Прееподобному Сергию.
У подножия лежит камень с надписью «Сергию Радонежскому благодарная Россия». В 1989 г. селу Городок возвращено древнее название Радонеж.