Чудов монастырь — основан в 1365 г. митрополитом Алексеем.
Собор Михаила Архангела построен в 1501-04 гг. В 1929 г. разрушен.
Чудов-Алексеевский-Архангело-Михайловский кафедральный монастырь — в
московском Кремле, подле Малого Дворца. Основан в 1365 г. на месте
ханского конюшенного двора, подаренного митрополиту Алексию ханом
Джанибеком, в память чудесного исцеления святитетелем от слепоты и
беснования жены хана Тайдулы, с церковью во имя «Чуда св. Архистратига
Михаила в Колосаех». Вскоре после обретения мощей св. Алексия,
погребенного в любимом его Ч. монастыре, был построен и другой храм, во
имя святителя Алексия. Впоследствии в монастыре строились новые церкви,
но за упразднением четырех из них в настоящее время имеются: 1) церк.
Чуда Архистратига Михаила, возобновленная в последний раз в 1893 — 94
гг., древнейшая святыня Ч. монастыря; 2) церк. святителя Алексия, где
хранятся знамена, бунчуки и ключи от крепостей, взятых русскими войсками
в Персидскую войну (1826 — 28); 3) церк. Благовещения Пресвятой
Богородицы (в ней имеется чтимая московскими жителями чудотворная икона
св. Николая, перенесенная сюда в 1846 г. из частного дома), и 4) церк.
св. апостола Андрея Первозванного. Ч. монастырь, как ставропигиальный,
издревле назывался митрополичьим и состоял всегда в ведении
митрополитов, а затем патриархов всероссийских. В XVI и XVII вв. он был
известен под названием великой лавры. В 1744 г., по указу имп. Елизаветы
Петровны, в нем была учреждена кафедра московского архиерея; с тех пор и
доныне он называется кафедральным. С 1775 г. к Ч. монастырю приписан
подмосковный Николо-Перервинский общежительный монастырь. До 1764 г.
монастырю принадлежало около 18600 душ крестьян по разным губерниям, да
несколько подворий в Москве. До 1818 г. ему принадлежал и малый дворец
(местопребывание его настоятелей — московских митрополитов),
причисленный к дворцовому ведомству после рождения в нем вел. кн.
Александра Николаевича (будущего имп. Александра II). С XVI в. Ч. м-рь
был рассадником духовно-научного просвещения в России. Здесь жили Максим
Грек, архим. Павел, управлявший потом патриаршим всероссийским
престолом, ученый Иеромонах Евфимий и др. При патриархе Филарете
Никитиче в монастыре было учреждено греко-латинское училище,
называвшееся и патриаршей школой. Многие иноки Ч. монастыря занимались
переводом книг Священного Писания на славянский язык; здесь
производилось и исправление церковных богослужебных книг по греческим
подлинникам, преимущественно Арсением Греком и Епифанием Славинецким. Ч.
монастырь служил в прежнее время и местом заключения русских иерархов и
других исторических деятелей (тверского епископа Евфимия, митрополита
Исидора, участника флорентинского собора, архиепископа новгородского
Геннадия, князя Василия Ивановича Патрикеева, патриаpxa Гермогена и
др.). Чернецом его в 1600 — 1605 гг. был Григорий Отрепьев. В 1812 г.
монастырь служил местопребыванием Наполеонова штаба и некоторых из его
гвардейских полков. К числу достопримечательностей монастырской разницы
принадлежат: «Новый Завет», переведенный с греческого языка и писанный
собственноручно св. Алексием; золотые сосуды, вклад боярыни Анны
Ильничны Морозовой 1664 г., весом около 13 фунт.; воздух и два покровца,
шитые сплошь крупным жемчугом и драгоценными камнями — от нее же; митра,
известная под именем «Потемкинской»; умывальница и блюдо, употребляемые
при архиерейских служениях, филиграновой, греческой, очень тонкой
художественной работы, сплошь украшенные разноцветною эмалью. В
библиотеке много драгоценных рукописей (напр., «Слово об антихристе»
святого Ипполита, папы римского, относ. к XII веку, «Толкование на
Псалтирь» св. Феодорита, епископа кипрского и др.), которым имеется
печатный каталог. См. «Московский кафедральный Ч. монастырь» (Сергиева
Лавра, 1896).
В. Р — в.
УТРАЧЕННЫЕ ХРАМЫ КРЕМЛЯ
Церковь св. Николы Гостунского (1506). В 1506 в Москву принесли
чудотворную икону св. Николая, явившуюся на р.Гостунке близ города Белева.
По повелению Василия III для нее на Ивановской площади поставили новый
храм. При Иване Грозном храм расписали фресками и пристроили к нему
придел, служивший домовой церковью брата Ивана Грозного, Юрия. Храм
святителя Николая пользовался всеобщей любовью и почитанием. Со всей
Москвы сюда приходили молиться родители, чьи дети собирались вступить в
брак, чтобы испросить им у святителя Николая счастливого супружества. При
церкви велась особая книга, куда вносились имена женихов и невест. С 1714
в храме хранилась частица мощей св. Николая. Пожары 1737 и 1812 привели к
обветшанию стен и сводов церкви. После 1812 приступили к перестройке
храма, которая, по мысли князя Н.Б.Юсупова, руководившего кремлевской
Экспедицией, должна была возобновить его в древнем виде. Однако
неожиданный визит Александра I и короля Пруссии решил судьбу храма: он
мешал проведению военного парада и был разобран за одну ночь.
Собор Спаса на Бору (1330). История этого храма восходит ко времени
правления первого московского князя Даниила Александровича, который, по
преданию, поставил деревянную церковь Спаса на месте хижины некоего
отшельника Вукола. В 1330 ее сменил каменный храм Ивана Калиты. Вскоре
храм стал монастырским. При монастырском храме хоронили князей и княгинь.
Здесь были погребены супруга Ивана Калиты и третья жена его сына Симеона
Гордого. В 1836 при ремонте притвора церкви обнаружили каменный гроб,
содержавший останки княгини Александры, матери Дмитрия Донского.
Главнейшей реликвией Спасского собора были мощи преподобного Стефана
Пермского, просветителя зырян.
Монастырь просуществовал в стенах Кремля до конца 15 в., когда великий
князь Иван III перенес его за город, назвав Новоспасским. Кремлевский
собор Спаса на Бору получил статус придворного храма. В 16 в. храм дважды
перестраивали, но после появления новых соборов и церквей почти перестали
посещать. В 17 в. в нем служили раннюю службу для дворцовой прислуги. В 18
в. древний собор представлял собой настоящую руину. Работавшему в Кремле
архитектору М.Ф.Казакову пришлось разобрать и сложить его заново. При
строительстве Кремлевского дворца в 1830-1840-е годы храм Спаса оказался
вписанным в его внутренний двор. Тогда приняли решение о реставрации
собора. Руководил реставрационными работами Ф.Ф.Рихтер. Он разобрал
древние пристройки, восстановил первоначальное завершение, вернул древнюю
форму окнам. Почти через сто лет отреставрированную постройку снесли по
личному распоряжению Сталина.
Постройки Чудова монастыря. Чудов монастырь был основан митрополитом
Алексеем в 1365. При нем была возведена церковь Чуда Архангела Михаила в
Хонех, ставшая впоследствии усыпальницей митрополита. В 1483 на территории
монастыря была сооружена Алексеевская церковь. По распоряжению чудовского
архимандрита Геннадия в нее перенесли мощи митрополита Алексия. В
1501-1503 древнюю церковь Михаила Архангела сменил храм, возведенный
итальянскими мастерами. Он представлял собой четырехстолпную кубическую
постройку с позакомарным покрытием, увенчанную пятью главами. По
установившемуся обычаю здесь крестили царских детей. В 1680 взамен
обветшавшей постройки 15 в. возвели новую Алексеевскую церковь. Храм
строили по проекту царя Федора Алексеевича. Он представлял собой две
церкви, объединенные одной кровлей. В арке между храмами в серебряной раке
стояли мощи митрополита Алексия. В 18 в. по заказу митрополита Платона на
территории монастыря архитектор М.Ф.Казаков построил Архиерейский дом
(1775-1776), украшенный дорическим портиком. В начале 20 в. в подклете
Алексеевской церкви была создана усыпальница, где похоронили останки
великого князя Сергея Александровича, погибшего в 1905 от рук террористов.
Склеп великого князя находился под полом, точно под ракой святителя
Алексия. В 1929 все постройки Чудова монастыря были снесены.
Вознесенский монастырь. Обитель находилась у Спасских ворот, рядом с
Чудовым монастырем. Она была основана в 1407 вдовой Дмитрия Донского
монахиней Евдокией-Ефросинией. Древний храм монастыря сгорел в пожаре
1482. В огне пожара пострадала чтимая икона монастыря — «Богоматерь
Одигитрия». Новый образ был написан на древней обгоревшей доске Дионисием.
Вновь Вознесенский собор был отстроен в начале 16 в. С этого момента он,
подобно Архангельскому собору, стал усыпальницей женщин великокняжеского
семейства. В конце 16 в. при Федоре Иоанновиче его сменила третья по счету
соборная постройка. В начале 17 в. в монастыре появилась новая церковь во
имя св. Михаила Малеина. Ее основала монахиня Марфа, мать царя Михаила
Романова, посвятив храм святому покровителю своего сына. В 18 в. в главном
соборе монастыря основали два новых придела. Они были устроены при
гробницах царицы Прасковьи, жены Ивана Алексеевича, брата Петра I, и ее
дочери, Прасковьи Ивановны. Первый придел во имя Успения Богоматери
заложил брат царицы Прасковьи, а второй, во имя иконы «Всех скорбящих
радость», — сестра царевны Прасковьи, императрица Анна Ивановна. В начале
19 в. ансамбль монастыря пополнился огромной церковью св. Екатерины,
выстроенной в псевдоготическом стиле, которая стала одной из лучших
«готических» построек Москвы. В 1823 в монастыре открылась больница на
двенадцать монахинь, за которыми ухаживали послушницы. На протяжении своей
истории Вознесенский монастырь был тесно связан с жизнью женской половины
царского семейства. Царевны пользовались монастырскими деньгами как
ссудной казной, закладывали в обитель свои драгоценности. Насельницы
монастыря готовили для цариц особые лакомства, шили одежду. В сырную и
святую седмицы цари приходили в собор ко гробам своих родительниц. В 1929,
несмотря на протесты деятелей культуры, монастырь был полностью уничтожен.
Церковь Константина и Елены (1651). Деревянный храм Константина и Елены
впервые упомянут в 15 в. В 1651 по заказу И.Д.Милославского церковь была
выстроена в камне. Это был маленький, скромный одноглавый, бесстолпный
храм с невысокой колокольней. Его приход составляли жившие рядом клирики
Успенского собора. В 1812 разоренная французами церковь подлежала сносу,
однако по повелению Николая I была отреставрирована и просуществовала до
1928.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи (1508-1509). Эта церковь была древнейшей
на территории Кремля и находилась близ Боровицких ворот. Она выгорела в
1493 и была вновь отстроена в 1508-1509 итальянским зодчим Алевизом Новым.
Алевизовский храм представлял собой стройную и строгую постройку с одной
главой и красивым трехлопастным завершением фасадов. Ордерные членения
фасадов очень напоминали Архангельский собор. В 1583 у храма появился
придел св. Уара. К иконе св. Уара москвичи приходили молиться об исцелении
младенцев. В 1848 храм был разобран «за ветхостию».
Церковь Благовещения на житном дворе (1730). Первоначально церковь была
устроена в Благовещенской башне, на стене которой изобразилась
«самописанная» икона «Благовещения». Предание связывает основание церкви с
именем Ивана Грозного. В 1730 императрица Анна Ивановна распорядилась
пристроить к башне миниатюрную одноглавую церковь так, чтобы стена с
иконой оказалась внутри нового храма. В конце 19 в. храм отремонтировали,
соединили его аркой с башней, позолотили главу; над башней, игравшей роль
колокольни, водрузили крест. Церковь была уничтожена в 1930-е годы.